МиГ-3
Первый экземпляр истребителя МиГ-3 на выруливании

4 апреля 1940 года
80 лет со дня первого полёта истребителя МиГ-3

МиГ-3 является модернизированным вариантом истребителя МиГ-1. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича (ОКБ-155) — одномоторный, одноместный, высотный истребитель-перехватчик ПВО ВВС РККА СССР времён Великой Отечественной войны. Мотор А.А. Микулина АМ-35А взлётной мощностью 1350 л.с. Время виража — 26-27 с. Несмотря на значительный взлётный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли несколько превышала 500 км/час, на высоте 7 тыс. м достигала 640 км/час. Это была тогда наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолётах. На высоте более 6 тыс. м он был по манёвренности лучше других истребителей. Это был многообещающий самолёт. Первый полёт был выполнен 4 апреля 1940 г. лётчиком-испытателем 1 класса Аркадием Никифоровичем Евкатовым.

Евкатов
Лётчик-испытатель А.Н. Екатов
В Великой Отечественной войне МиГ-3 использовался в различных вариантах. Его основные качества — большой потолок (12 тыс. м) и скорость на высотах более 5 тыс. м позволяли советским лётчикам успешно вести бои с бомбардировщиками и разведчиками противника.
МиГ-3
К началу войны истребителей МиГ-3 было в строю значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1, и на них было переучено немало лётчиков. Однако МиГ-3 был ещё недостаточно освоен строевыми лётчиками, переучивание большинства их ещё не было завершено, и возможности самолётов не всегда использовались.

Сравнение с другим массовым истребителем начала войны — И-16, ведущим свою историю с 1933 года, было явно не в пользу МиГа. И-16, самый маленький истребитель Великой Отечественной войны, был чрезвычайно манёвренным (даже более, чем Як-1), мотор надёжно защищал лётчика от лобовой атаки, техническое обслуживание было весьма простым. Но управлять им было непросто, он отзывался на любую дрожь руки.

МиГ-3, напротив, был «тяжёлым» в управлении, маломанёвренным на малых и средних высотах. Однако на бельших высотах ему не было равных. Благодаря чему он успешно использовался частями авиации ПВО страны вплоть до конца Великой Отечественной войны.