Головин

110 лет Головину Павлу Георгиевичу

Родился 26 апреля 1909 года в городе Наро-Фоминске Московской области в семье служащего.

Пятнадцатилетним мальчишкой строил планеры, которые не хотели подниматься в воздух. Потом на настоящем планере установил мировой рекорд. В 1930 году окончил Московский спортивный техникум, а в 1933 году — Тушинский аэроклуб. Работал инструктором в Тушинской летной школе Осоавиахима.

С 1934 года работал лётчиком Енисейской авиагруппы Управления Полярной авиации Главсевморпути. Карская экспедиция, необорудованная Енисейская авиалиния, внетрассовые полеты над пустынной тундрой дали молодому полярному пилоту неоценимый опыт. Головин хорошо знал штурманское дело, всегда вникал в существо производимых механиками «модернизаций».

5 мая 1937 года П.Г. Головин на двухмоторном разведывательном самолёте Р-6 (АНТ-7) «СССР Н-166» первым из советских лётчиков достиг самой северной точки земного шара — Северного полюса. Доставленные им данные позволили впервые в мире успешно осуществить посадку отряда тяжёлых транспортных самолётов на Северном полюсе и создать там полярную станцию «Северный полюс -1».

Головин
Головин П.Г. в кабине Р-6 (АНТ-7)
Павел Головин был слишком приметной фигурой: молодой сероглазый атлет, высоченный, красавец. «Центнер мускулов» — говорили про него пилоты. Спокойный. Не склонен к лишним движениям. Доброжелательный, тактичный.

Это был человек довольно распространенного среди летчиков 30-х годов типа: первоклассный ас, рисковый, неутомимый, веривший в свою удачу он не умел и не хотел сидеть, ожидая у моря погоды.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за образцовое выполнение задания правительства и героизм, проявленные в период высадки и работы северной экспедиции, П.Г. Головину присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 40. Продолжал работать командиром корабля S-43 Н-207 и Дуглас DF Н-205 в Енисейской авиагруппе УПА ГУСМП. Был награжден орденом Красной Звезды. В 1937—1938 годах участвовал в поисках самолёта Леваневского.

С октября 1938 года — на испытательной работе на Московском авиазаводе № 22. Испытывал серийные бомбардировщики СБ.
Головин
Экипаж Головина П.Г. Самолёт S-43 "СССР-Н207".
Участник советско-финской войны 1939—1940 годов.

В эскадрилью морских бомбардировщиков Головин прибыл в звании полковника, но летал вместе со всеми как рядовой летчик.

Большей частью летал один, особенно в туман и снегопад, охотился на морских путях за военными транспортами. За успешные боевые вылеты награжден орденом Красного Знамени.

После окончания советско-финской войны полковник Головин вернулся на летно-испытательную работу. 1 апреля 1940 года он выполнил три ознакомительных полета на ранее уже облетанном бомбардировщике СПБ, новом самолете конструкции Поликарпова. 26 апреля 1940 года выполнил первый полет на первом серийном самолете СПБ № 2/1, перегнав самолет с заводского аэродрома на Центральный. На следующий день предстоял очередной полет на определение устойчивости и управляемости.

27 апреля 1940 года Головин поднял СПБ № 2/1 с Центрального Московского аэродрома им. Фрунзе. За полетом наблюдал конструктор самолета Н.Н. Поликарпов. Через полчаса после взлета самолет сорвался в штопор и упал на аэродром НИИ ГВФ, похоронив под собой экипаж.

Очевидцы видели, как самолет Головина вывалился из облаков, вращаясь в плоском штопоре. На небольшой высоте пилот попытался покинуть машину на парашюте, но высоты для спасения уже не было.

Именем Героя Советского Союза П.Г. Головина названа улица в городе Наро-Фоминске.

Павел Георгиевич был человеком очень известным, и не только в авиационных кругах, а во всей стране, но это не породило в нем ни малейшего зазнайства. Он оставался простым и скромным человеком.