Ефимов

Первый среди первых

В историю русской авиации навсегда вписаны золотыми буквами имена «первых из первых» — легендарных пилотов, стоявших у истоков покорения неба нашими соотечественниками. Одним из наиболее выдающихся русских авиаторов первой волны был Михаил Никифорович Ефимов (1881-1919).

Никифор Ефимов, отец будущего первого русского летчика, был сыном крепостного крестьянина со Смоленщины. Свою молодость он провел на военной службе — служил в гренадерском полку, участвовал в русско-турецкой войне. Уже после демобилизации Никифор Ефимов со своей женой и тремя сыновьями приехал в Одессу — в поисках работы. Ему удалось устроиться слесарем в мастерские Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ). Возможно, именно техническая деятельность отца в сочетании с его героическим прошлым и повлияли на жизненный выбор Михаила Ефимова.

Уточкин
Лётчик Уточкин С.И.
Миша еще в детстве увлекся спортом. В это время в Одессе жил знаменитый спортсмен Сергей Исаевич Уточкин (1876-1915). Обладавший превосходными физическими данными, он занимался самыми разными видами спорта, но в 1895-1905 г.г. наибольшую активность проявлял в велосипедных гонках. Во многом, именно благодаря Уточкину велоспорт приобрел в Российской империи массовую популярность, а сотни тысяч юношей заинтересовались не только велосипедным спортом и гонками, но и физической культурой и спортом вообще.

В восемнадцать лет Михаил Ефимов поступил в Одесское железнодорожное техническое училище по специальности электромеханик телеграфной связи, после окончания которого устроился работать на телеграф электриком. Заработная плата была здесь неплохой и позволила ему приобрести мотоцикл «Пежо». По тем временам это была невиданная редкость. Когда Ефимов ехал на мотоцикле по одесским улицам, за ним бежали толпы восторженных мальчишек, останавливались и долго смотрели вслед невиданному «велосипеду с мотором» взрослые.

В 1908 году он стал чемпионом России по мотоциклетному спорту. Однако, мотоциклы и велосипеды к этому времени уже не казались самому Михаилу чем-то необычным. Он заинтересовался воздухоплаванием — подняться в воздух тогда казалось настоящим подвигом. Михаил Ефимов с восторгом наблюдал за полетами иностранных пилотов — французов, прибывавших в Россию на показательные выступления.
Фарман
Французский самолёт Фарман
Осенью 1909 года Михаил Ефимов отправился во Францию — самую передовую на тот момент в сфере воздухоплавания страну мира. Поездку во Францию простого русского электрика оплатил богатый одесский банкир Ксидиас, который рассчитывал впоследствии заработать немалые деньги на организации показательных выступлений авиатора.

Во Франции Ефимов учился у легендарного Анри Фармана (1874-1958) — тоже в прошлом велогонщика и мотоциклиста, затем увлекшегося авиацией и создавшего собственную авиационную компанию. За тридцать лет своего существования компания, созданная братьями Анри и Морисом Фарманами,
Анри Фарман
Анри Фарман
выпустила свыше 200 опытных и серийных моделей самолетов. В определенное время самолеты Фармана, собиравшиеся в России, были наиболее популярными летательными аппаратами российской сборки. Михаил Ефимов стал первым русским курсантом, проходившим подготовку во Франции. Именно благодаря обучению за рубежом он получил возможность освоить передовые на тот момент навыки и технологии воздухоплавания.

Пройдя курс обучения, 25 декабря 1909 года Михаил Ефимов получил диплом летчика — первый в России. И уже 31 января 1910 года во Франции на «Фармане» установил новый мировой рекорд продолжительности полёта вместе с пассажиром, пробыв в воздухе один час пятьдесят минут. 21 марта 1910 года в Одессе, над Одесским ипподромом, состоялся первый публичный полет Михаила Ефимова.
Ефимов
Михаил Ефимов - участник перелёта
Санкт-Петербург - Москва (10.07.1911 г.)
На поле ипподрома собрались свыше 100 тысяч человек. Михаил Ефимов поднимался в воздух пять раз, совершив три круга на высоте 50 метров и дважды провезя пассажиров — банкира Ксидиаса и председателя аэроклуба Артура Анатру. Когда Ефимов приземлился, организаторы мероприятия надели ему лавровый венок с лентой «Первому русскому авиатору». И Ефимов действительно был первым. Сергей Уточкин получил во французской авиашколе диплом чуть позже, став вторым дипломированным летчиком из Российской империи.

Мастерство Ефимова привлекло к нему внимание военного министерства. Летчик получил призы за подъем наибольшего груза в воздух и за лучший планирующий спуск. Пригласить первого в России дипломированного авиатора на службу становится для военного ведомства делом чести. Ефимова приглашают в Качу, где в то время начинала свою работу авиационная школа. Ефимов становится официальным главным инструктором авиационной школы и в этом качестве продолжает служить до начала Первой мировой войны.

Когда в 1914 году началась Первая мировая война, Михаил Ефимов подал командованию рапорт с просьбой отправить его на фронт. В апреле 1915 года его включили в состав действующей армии в качестве летчика-охотника 32-го авиационного отряда. Затем Ефимова опять вернули в Качинскую школу, а в ноябре 1915 года присвоили ему звание прапорщика. К этому времени Ефимов уже успел стать за свои боевые вылеты полным георгиевским кавалером.
Гидросамолёт
Гидросамолёт Д.П. Григоровича

В начале 1917 года из Ефимов был переведен в Севастопольскую гидроавиацию на должность флагманского летчика. К этому времени Ефимов давно сотрудничал с социал-демократами. Как и многие другие русские авиаторы первой волны. Когда весной 1918 года Крым был оккупирован германскими войсками, русского летчика Михаила Ефимова арестовали. Он был освобожден лишь почти год спустя — после того, как большевикам удалось установить кратковременный контроль над полуостровом. Но в 1919 году большевистская власть в Крыму продержалась совсем недолго.

Михаил Ефимов пешком добрался до Одессы. Однако, в августе 1919 года в Одессе высадились белогвардейцы. Михаил Ефимов был арестован и вскоре казнен. Белые не учли фронтовых заслуг первого русского летчика — для них Михаил Ефимов был лишь опасным большевистским агитатором, вдобавок ко всему прежде носившим офицерские погоны.