Туманский С.К.

Туманский Сергей Константинович (1901-1973)

Советский конструктор авиационных двигателей.

Родился 25 мая 1901 г. в Минске, академик АН СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1957).

Годы юности Туманского прошли во Владимире, где он учился в гимназии и откуда добровольцем ушел в Красную армию. Гражданскую войну Сергей Туманский прошел с боевой эскадрой «Гром», выполнял работу моториста, пулеметчика и бомбардира, проявляя при этом самообладание, смелость и решительность.

В одном из боевых вылетов на самолете возник пожар. Сергею пришлось вылезти на плоскость и, рискуя жизнью, гасить огонь. Самолет благополучно вернулся на свой аэродром. В семье Туманских было четверо братьев. И все они, несмотря на то, что рано остались без отца, благодаря упорному труду и воле нашли место в жизни, избрав поприщем для своей деятельности авиацию. Один в течение многих лет был летчиком-испытателем, второй — инженером военпредства, третий — штурманом, а Сергей стал генеральным конструктором.

Окончил Петроградскую военно-техническую школу (1922) и Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского (1931). Работал над созданием поршневых и реактивных авиационных двигателей. Им созданы двигатели для скоростных бомбардировщиков, пассажирских лайнеров, учебно-тренировочных самолетов, сверхзвуковых истребителей.

В годы Великой Отечественной войны коллектив, возглавляемый С.К. Туманским, совместно с коллективами других самолетостроительных заводов проводил доводочные испытания силовых установок для истребителей Ла-5, Як-3 и штурмовика Ил-2.

С 1956 года Туманский — Генеральный конструктор авиационных двигателей. Внес большой вклад в создание высокотемпературных турбин авиационных двигателей, провел фундаментальные исследования по созданию реактивных двигателей с двухкаскадным компрессором, предложил рекомендации по устранению опасных вибрационных напряжений лопаток компрессоров и турбин.

Р27В-300
Двигатель Р27В-300

Техника, создаваемая конструктором С.К. Туманским, отличалась надежностью, поэтому он стремился, чтобы ее по достоинству оценили не только летчики-испытатели. Вспоминается, как в один из периодов внедрения более мощного двигателя на серийном истребителе он доказывал председателю государственной комиссии, известному генералу (летчику), как повысятся тактико-технические характеристики самолета после установки нового двигателя.

Помимо конструкторской деятельности С.К. Туманский проводил фундаментальные исследования по созданию реактивных двигателей с двухкаскадным компрессором, много внимания уделял изучению оптимальных способов регулирования компрессоров, форсажной камеры и реактивного сопла. Значительные работы проводились по устранению опасных вибраций лопаток компрессоров и турбин и по внедрению оригинальных конструктивных элементов для борьбы с этим явлением, которое доставляло немало хлопот в эксплуатации и снижало надежность реактивных двигателей.

Р-11-300
Двухосевой двигатель Р-11-300

Сергей Константинович много лет читал лекции и руководил дипломным проектированием на моторном факультете Московского авиационного института и всегда находил в этом большое удовлетворение, передавая будущим инженерам свои знания и опыт. Он воспитал целую плеяду научных работников, конструкторов, инженеров и других специалистов. В последнее время С.К. Туманский совмещал руководство конструкторским бюро с работой в институте Академии наук СССР.

Развитие советского двигателестроения сыграло важную роль в прогрессе авиационной техники, и немалая заслуга в этом принадлежит ученому, коммунисту, отдавшему авиации 55 лет жизни, Сергею Константиновичу Туманскому.

Скончался С.К. Туманский 9 сентября 1973 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.