Ка-22

60 лет винтокрылу
Ка-22

В разгар холодной войны у Вооружённых сил СССР возникла необходимость в скоростной транспортировке оперативно-тактических баллистических ракет вместе с пусковыми установками в недоступную местность. Создать летательные аппараты для выполнения этой задачи предстояло конструкторским бюро Михаила Миля и Николая Камова. КБ Миля разрабатывало вертолёт традиционной одновинтовой схемы с хвостовым винтом — Ми-6; бюро Камова приняло решение о разработке винтокрыла с двумя несущими винтами на базе фюзеляжа самолёта Ли-2.

В 1956 году технические требования были уточнены: летательный аппарат должен был перевозить груз весом до 5 тонн на расстояние порядка 700 км, а 4 тонны — до 1500 км с максимальной скоростью не менее 400 км/ч.

Ка-22
Первый полёт Ка-22 был осуществлён 20 апреля 1960 года экипажем в составе лётчиков-испытателей Д.К. Ефремова и В.М. Евдокимова, бортмеханика Е.И. Филатова, экспериментатора Ю.И. Емельянова и ведущего инженера В.Б. Апьперовича.

В ходе полёта был обнаружен флаттер лопастей несущих винтов, приведший к отрыву полутораметрового куска лопасти от левого винта. С большим трудом повреждённый винтокрыл удалось посадить поперёк взлётно-посадочной полосы.
Ефремов Д.К.
Ефремов Д.К.
Евдокимов В.М.
Евдокимов В.М.

В ходе испытаний постоянно возникали технические проблемы — пришлось поменять двигатели и редукторы, изменить направление вращения несущих винтов. 23 сентября 1961 лётчик-испытатель Ю.А. Гарнаев произвёл на серийном Ка-22 первый полёт по кругу на высоте 1000 м со скоростью 200 км/ч.

7 ноября 1961 года на Ка-22 экипажем Д.К. Ефремова был установлен официально зарегистрированный мировой рекорд скорости для винтокрылов — 356,3 км/ч.

24 ноября 1961 года был побит мировой рекорд грузоподъёмности для винтокрылов: груз в 16485 кг был поднят на высоту 2557 м.

Ка-22 оказался крайне сложным в управлении, не похожим ни на вертолёт, ни на самолёт. Было принято решение не запускать Ка-22 в серийное производство, а принять на вооружение вертолёт Миля. Проект был закрыт. Две оставшиеся машины — 01-02 и 01-04 — утилизированы (из 4 машин до сегодняшнего дня не уцелела ни одна. Последнюю готовую на 90% машину уничтожили на Ташкентском авиационном заводе в конце 1990-х годов после нескольких попыток пристроить её в музеи).

С тех пор в России винтокрылов не создавали, однако работы по этой тематике велись, и в 1972 году при КБ Миля возник проект винтоплана Ми-30, в отличие от винтокрыла Ка-22, не являющегося автожиром-вертолётом-гиродином, а имеющим схему с парой поворотных винтов.