Александр Михайлович
Великий князь Александр Михайлович

30 января 2020 года - 110 лет
Отделу воздушного флота России

30 января 1910 г. в возглавляемом великим князем Александром Михайловичем при Особом комитете по восстановлению морского флота на добровольные пожертвования был создан Отдел воздушного флота.

Из воспоминаний Александра Михайловича: «...Военный министр ген. Сухомлинов затрясся от смеха, когда я заговорил с ним об аэропланах. — Я вас правильно понял, Ваше Высочество, — спросил он меня между двумя приступами смеха: — вы собиpaeтесь применить эти игрушки Блерио в нашей армии? … — Не беспокойтесь, ваше превосходительство. Я у вас прошу только дать мне несколько офицеров, которые поедут со мною в Париж, где их научат летать у Блерио и Вуазена. Что же касается дальнейшего, то хорошо смеется тот, кто смеется последним. Государь дал мне разрешение на командировку в Париж избранных мною офицеров...»

Мациевич
Л.М. Мациевич
Ульянин
С.А. Ульянин
В марте 1910 г. группа русских офицеров была послана во Францию для обучения полетам. Капитаны Л. Мациевич и С. Ульянин направлялись в школу Фармана, Г.В. Пиотровский (заменил капитана 2 ранга А.А. Яновича, который попал в аварию) и Б.В. Матыевич-Мацеевич — в школу Блерио, М.М. Зеленский и М.С. Комаров — в школу завода Левассера. Также во французские авиационные школы были отправлены шесть наиболее подготовленных нижних чинов для освоения специальностей авиамехаников и мотористов. Вернувшись в Россию, они начали обучать полетам других офицеров.

Летом 1910 года была открыта первая школа по подготовке военных лётчиков, для которой во Франции были закуплены аэропланы французского производства. С мая 1911 года школа размещалась в Гатчине.
Гаккель 3
Яков Гаккель у своего «первенца» Гаккеля III.

«Воздушный флот России должен быть сильнее воздушных флотов наших соседей. Это следует помнить каждому, кому дорога военная мощь нашей Родины». Великий князь Александр Михайлович

19 июня 1910 года (по новому стилю) совершил первый полёт самолёт, который был полностью разработан и построен в России. Он назывался «Гаккель-III» и был сконструирован инженером Яковом Гаккелем.